Категории
Мы в Соц. Сетях

Методика Н.А. Зайцева

На сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом наиболее полно и емко разработаны именно Николаем Александровичем Зайцевым - выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела.

Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала. Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение. Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.

"Кубики Зайцева" - не просто кубики с буквами, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течении нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Сторонниками методики Зайцева (Лена Данилова, Москва) разработаны упражнения для работы с кубиками Зайцева даже для новорождённых! Эффект просто потрясающий!

Ученый Зайцев видит единицу строения языка не в слоге (как мы привыкли думать), а в складе. И, пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Все-таки это чудо, когда 3-летний ребенок при тебе выстраивает из кубиков Зайцева фразу. Возможно и сам Зайцев не понимает, на чем основан эффект Зайцева. Это можно сравнить с легендарным автоматом Калашникова - лучшим автоматом всех времен, который стреляет на снегу и в пустыне, в болоте и на морозе, в грязи, где угодно. Как удалось создать такую боевую технику, остается загадкой. Но Зайцев считает, что он знает, почему его автомат стреляет.

Метод Зайцева: весь материал, компактно выраженный, разместить на стене.
Материал считывается со стены взглядом. Другая стратегия работы преподавателя по Зайцеву, учебный материал больше не тонет в ворохе упражнений. Все, кто привык работать только по принципу: "открыл параграф, сделал упражнение", начинают чувствовать себя крайне неуютно. До Зайцева никогдаобщему, от общего - к частному", потомучто общего не существовало. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем.

Софья Ковалевская рассказывала, что в ее комнате (ей было 11 лет) делали ремонт, не хватило обоев, и все стены обклеили лекциями по дифференциальному исчислению Остроградского. И она несколько лет прожила, пытаясь в них разобраться. Когда у 15-летней Ковалевской появился учитель - сильный математик, он был ошеломлен ее знаниями. Ему казалось, что всю информацию, который он преподает, Ковалевская уже знает наперед. Так действует настенный материал, если его давать целиком, а не порциями в рот по ложке.
Для примера: в математике по Зайцеву 4-летнему ребенку сразу дается счет до сотни, без стопоров, без порогов, на которых он будет спотыкаться. И в сотне ему очень скоро становится тесно. Пятилетка легко усваивает двоичную систему исчисления.

Система Зайцева является единственной существующей у нас системой обучения, которая эффективно работает. И здесь не идёт речь о сравнении с фиктивными методиками "развивающего обучения" (этот модный термин используют сейчас очень многие). Корректно сравнение только с мировыми стандартами.
Ребенок, который с 3-х лет занимался по Зайцеву, в 7 лет может спокойно идти в 5-й класс. Таких детей в течение ближайшей пары лет могут появиться десятки тысяч, а заниматься с ними в рамках обычной школьной программы - невозможно. Для них нужно разрабатывать специальные учебные планы и методики. Ведь сегодня в 1-ом классе на 26-ом уроке дается цифра 5, на 51-ом уроке - цифра 8 (вот она - устаревшая авиация). И начинаются выдумки, что реактивные самолеты плохо летают, что петь в 3 года вредно. Реальность сегодняшней школы описана по телевидению министром обороны: "54% призывников имеют физические отклонения".

Институт Домана в Филадельфии доказал, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. По сравнению с учебой 3- и 4-летних детей, учить читать семилеток очень сложно. Доман считает, что это - настоящий педагогический подвиг. Так же сложно 7-летнего ребенка, которого воспитывало семейство волков, обучить человеческой речи. К сожалению, мы сами - это дети, которых слишком поздно научили разговаривать. 
Пускай наших детей ждет другая участь!

Кубики Зайцева - уникальная игра-пособие для обучения ребенка чтению с полутора-двух лет и даже с самого рождения (для этой категории к кубикам Зайцева прилагаются упражнения для новорождённых). Самым важным, особым достоинством пособия кубики Зайцева является то, что оно разработано одним из виднейших в России специалистов по русскому языку, фанатом своего дела, настоящим Мастером.

Обучение письму и чтению "по Зайцеву", в отличие от других методик, ведется не по буквам и не по слогам, а по складам. Дети (или взрослые для детей) читают-поют склады, написанные на кубиках Зайцева и таблицах к ним, дети смотрят, как взрослые пишут им слова, дети показывают, где какое слово написано, где какой кубик, дети "пишут" указкой по таблицам слова, потом учатся составлять слова из кубиков. Постепенно, незаметно для себя, дети начинают читать. Они с каждым днем читают все больше и больше.
Одновременно с детьми занимаются по "складовым картинкам" (пособие Зайцева 240 картинок), дети начинают читать целыми словами. Быстро выходят в текст. Весь материал на кубиках зайцева и таблицах построен так, что дети сами познают все правила фонетики русского языка. Дети быстрее выходят в речь, чище берут звуки. При таком обучении невозможно испортить ни зрения, ни осанки. Большая часть четырехлеток с помощью "Кубиков Зайцева" прочитывает первые слова через 4-5 получасовых занятий. Кубиками ребята пишут сотни слов, указкой по таблице из того же комплекта - диктанты. И это еще в дошкольный период. Такой диктант полезен даже малограмотным старшеклассникам.
Лучше и быстрее, чем с "Кубиками Зайцева" не освоишь правила переноса слов, правописание слов с непроизносимыми согласными и т.п. У ребёнка формируется так называемая "врождённая" грамотность. Содержание каждого занятия-урока, его ход, повторяемость зависят только от самого ребенка, его особенностей, способностей, интересов и желаний.