Категории
Мы в Соц. Сетях

Похвала и ошибки!

Гуляем с малышом на детской площадке. В песочнице сидят мама и ее пятилетняя дочурка, делают пасочки из песка.  От мама только и слышно: «Нуты, что не видишь? Опять у тебя не получилось! Ты можешь по аккуратнее?» я присмотрелась – не такая уж и неумеха эта девочка, просто она учится и естественно, что у нее не все получается. Я задумалась: «А умеем ли мы хвалить наших детей? Даем ли им право на ошибку?»

Оказывается уметь хвалить ребенка – настоящее искусство. В котором, как и во многих других искусствах, важна мера и мастерство. И вот в этом мастерстве есть несколько тонких нюансов. О них сегодня и пойдет речь.

           1.   Мы привыкли хвалить малыша примерно такими словами:  «Какой ты молодец!», «Ты у нас красавица!» И тут нас подстерегает первая опасность – все эти и подобные фразы содержат в себе оценку ребенка, то есть мы отдаляемся той самой, заветной, безусловной любви. Часто дети становятся зависимыми от похвалы-оценки на всю жизнь. Лучше хвалить малыша с помощью так называемых «Я-высказываний» - использовать слова «я», «мне», вместо «ты». Например: «Я очень довольна твоей домашней работой!» вместо «Ты молодец».

          2.      При похвале не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнить вообще можно, но только с самим собой, вчерашним: «Сегодня ты намного быстрее собрался в школу».

          3.       Хвалить нужно за дело. Если малыш вам принес рисунок а-ля  «каляка-маляка», а вы знаете, что он может нарисовать лучше, но вы его все же расхвалили, то на следующий день ребенок принесет подобное «художество» и будет ждать очередную порцию похвалы. Хваля неконструктивно, мы позволяем малышу довольствоваться малым,  и тем самым закрываем ему путь к росту. Как же правильно хвалить подобные рисунки? Сказать: «Я вижу, ты старался. Но давай в следующий раз ты не будешь спешить и аккуратно нарисуешь собачку?» В следующий раз можно похвалить за удавшуюся часть работы и показать, что можно сделать  в следующий раз лучше.

          4.      Если у ребенок хотел помочь помыть посуду и разбил тарелку, неужели совсем не хвалить? Нет, стоит обратить его внимание на его попытку, поблагодарить на искреннее желание помочь и тем самым вдохновить его на следующую попытку, которая безусловно будет более успешной.

          5.       Следующее правило относительно похвалы на первый взгляд кажется парадоксальным – хвалить. Как часто, когда малыш учится что-то делать, мы требуем от него сразу же идеального исполнения. Но ведь это нереально! Сопровождая попытки ребенка критическими замечаниями, вы разрушаете его веру в себя. В следующий раз он, возможно, не станет это делать вообще или будет постоянно надеяться на помощь окружающих. Детям очень важно давать возможность ошибаться. Ведь это нормально, это – опыт, на котором строится мастерство и умение. Давая возможность ошибки, мы вселяем в ребенка веру в то, что он обязательно, рано или поздно, преодолеет трудность. Малыши, которых ругают за ошибки, боятся нового дела. А некоторым проще вообще ничего не делать, чем потерпеть фиаско – ведь с первого раза идеально все равно не выйдет.

Похвалу можно сравнить с поливом цветов, где цветы – наши дети. Если не поливать цветочки, то они засохнут, а если зальешь – сгниют.