Категории
Мы в Соц. Сетях

Преступление и наказание

От правил и их нарушения (так называемого преступления) мы приступаем к наказанию.

Для начала несколько пояснений.  Нет смысла наказывать ребенка до тех пор, пока он не понимает объяснение запрета (примерно до двух лет). В этом возрасте приемлемы лишь такие формы устранения малыша от нежелательных действий как их блокирование (подробнее об этом читайте ниже) либо можно отвлечь ребенка (чаще в игровой форме). Теперь же кратко опишем виды наказаний и их влияние на ребенка.

Физические наказания унижают личность ребенка.  Такой вид «расправы» приводит к формированию морали «власти, силы и принуждения», развитию безынициативности, покорности, зависимости, тревожности, особой житейской изворотливости, лжи, агрессивности. Если вы считаете, что подобными мерами научите ребенка самодисциплине, то в этом случае все как раз наоборот – ребенок следует норме не оттого, что он ее принял и понял, а от страха наказания. При ближайшем же случае, когда не будет рядом «руки карающей», запрет будет нарушен с огромным удовольствием. К тому же дети, подвергшиеся физическим наказаниям, часто и сами становятся агрессивными  и жестокими по отношению к другим людям.

Словесные наказания – это разнообразные упреки, порицания, осуждение, негативная оценка личности («Сколько можно тебе повторять? Ты что тугодум?») Что имеет в качестве последствий? Низкая самооценка и самоприниятие, зависимость, тревожность, неуверенность в себе, скрытность и зависть. Ребенок остро переживает отверженность и нелюбовь со стороны родителей.

Гнев, ярость, крик. В первую очередь, вы как родитель, теряете авторитет своего чада. Само же чадо теряет чувствительность к крику (то есть со временем абсолютно не воспринимает то, что вы говорите ему на повышенных тонах), способность к эмпатии (сопереживанию). Этот вид наказаний вызывает стойкое чувство страха.

Лишение родительской любви. Если вы говорите своему ребенку «Я тебя не люблю! Ты не мой ребенок!» в случае его непослушания , то имейте в виду, что ваш малыш в эти моменты переживает эмоциональное отвержение, страх, тревогу. Однако есть более мягкая разновидность этого наказания и он, при соблюдении некоторых условий, оказывается довольно эффективным. Родитель должен выразить свое негодование не самим ребенком, а его поступком («Я очень расстроена, что мой ребенок обижает животных»). Однако этим наказанием категорически нельзя злоупотреблять.

Ограничение активности. Вам наверняка это знакомо: поставить малыша в угол, запереть в комнате, лишить прогулки. Если систематически применять это наказание, то ребенок непременно переживет чувство бессилия, обиды. Это может спровоцировать безынициативность либо негативизм и протестные реакции. Ни в коем случае не запирайте малыша в темных помещениях! Это чревато возникновением страхов, заикания и отразится на развитии личности в целом.

Лишение сладкого, компьютера и прочего. Это временный запрет на права, которыми ребенок уже обладал. Один из наименее пагубных на личность малыша вид наказания.

Инициирование чувства вины. Это внушение ребенку представления о том, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок, чтобы вызвать у него переживания вины и стыда.  

Это может быть оправдано, когда моральные нормы малышом еще не присвоены. Но и в этом случае  переживание вины не должно быть чрезмерным, не должно приводить к формированию самобичевания и низкого самоуважения. Наказание же ребенка в ситуации, когда он сам испытывает угрызения совести и чувство вины, может вызвать защитную реакцию и обесценивание тяжести проступка. Чувство вины возникает уже в дошкольном возрасте.

Принуждение к действию. Родитель принуждает малыша, например, мыть руки, но при этом не объясняя причин и необходимости этого. Такое действие воспринимается ребенком как произвол и насилие. Возможно формирование негативизма в отношении родителей и социальных норм и стандартов вообще или пассивная покорность и подчинение власти. К тому же это негативно влияет на развитие его самостоятельности.

Наказание естественными следствиями основывается на опыте ребенка, когда он сталкивается с результатами своих поступков. Например, разбил вазу – сам убрал, разорвал штаны – сам зашил. Это довольно эффективный и безопасный (в разумных пределах) для личности ребенка способ наказания. Безусловно, следует здесь учитывать возраст и возможности ребенка.

Блокирование нежелательного действия. Важно немедленно остановить действие (физически – обнять, прижать руки) и, если ситуация довольно эмоциональная, подождать с объяснениями. Все «разборы полетов» будут лишь тогда, когда конфликтная ситуация завершится.

Логическое объяснение и обоснование. Здесь мы предупреждаем малыша о возможных последствиях поступка. Такой воспитательный метод благоприятствует моральному развитию ребенка.

Что использовать из всего этого арсенала средств, выбирать вам. Однако не забывайте никогда о последствиях своих действий для будущего вашего ребенка.