Категории
Мы в Соц. Сетях

Продолжая тему требований и запретов...

Продолжая тему требований и запретов, хотелось бы отметить еще несколько важных моментов. Желательно, чтобы предъявление запретов происходило до нарушения правил, а не в его момент. Как известно, болезни проще предупреждать, чем лечить, то же касается и нарушения правил. Что же предпринять в случае, если ребенок явно желает нарушить запрет? Например, вы приучаете своего дошколенка делиться с детьми на площадке игрушками.

  1. Важно дать ребенку понять, что вы его слышите и осознаете его чувства, то есть проявите активное слушание. Если брать наш пример, то можно сказать: «Ты очень хочешь сейчас поиграть именно этой игрушкой и тебе досадно, что ее хочет взять Артемка».

Признавая чувства ребенка, вы даете ему право их иметь и выражать. Часто дети продолжают настаивать на своем, потому что считают, что взрослые не поняли их желание. И тут-то активное слушание просто незаменимо.

  1. Следует озвучить запрет ясной, понятной, безличной форме как безусловное правило. «Игрушками нужно делиться». Не надо упрекать ребенка, называть его «жадиной», стыдить. Помните и о доброжелательном тоне.
  2. Предложите альтернативу запретному действию.  «А давай Артем тебе взамен даст свой самосвал?» Такой шаг научит ребенка видеть несколько вариантов разрешения ситуации, преодолевать свой эгоцентризм. Однако альтернативное решение должно быть для малыша привлекательным. Если он отвергает ваше предложение, ищите другие варианты. Однако их не должно быть слишком много, так как задача выбора может оказаться для ребенка интеллектуально непосильной.

 

Если запрет уже нарушен, то возможен следующий план действий:

  1. Необходимо немедленно прервать нарушающее запрет поведение ребенка. Например, карапуз замахнулся палкой на соседа по песочнице. Можно отобрать палку либо ограничить активность малыша (обнять, прижать к себе), увести его из песочницы. Зачастую ребенком подобное поведение родителя воспринимается как насильственное. И тогда важно не пропустить следующий пункт.
  2. Дать малышу отреагировать возникшие эмоции. Это может быть плач, битье подушки (если дело обстоит дома), а может происходить и в игровой форме (например, поиграть в «Зоопарк» и покричать как разные животные). Не «затыкайте рот» ребенку – невыраженные эмоции чреваты различными нарушениями – от намеренно плохого поведения до психосоматических заболеваний.
  3. Далее следует выполнить пункты 1-3, описанные выше.

Только после того, как ребенок уяснит содержание требований и запретов, убедится в их необходимости, когда в силу возраста и психологической готовности (наличие воли и самоконтроля поведения) ребенок будет готов, то лишь тогда ответственность  за выполнение правил может быть в полной мере возложена на самого ребенка.